8-(499)-343-5603

Мы, может, мало рассказываем, что ГЛОНАСС — это признанная миром система

«Мы, может, мало рассказываем, что ГЛОНАСС — это признанная миром система» - заметил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства Андрей Недосеков в интервью газете «Известия», и рассказал как идет внедрение ГЛОНАСС, стоит ли её рассматривать как посягательство на частную жизнь и насколько подорожают из-за нее авто.

 

Кор.: — Сроки внедрения ГЛОНАСС все время откладываются. С чем это связано? 

— Не совсем согласен с формулировкой вопроса. Сейчас, когда группировка ГЛОНАСС полностью в рабочем состоянии, идут активные работы по развертыванию наземного сегмента. Сегодня ГЛОНАСС уже активно используется, и не только в нашей стране. Точность позиционирования с использованием двух систем увеличивается минимум на 30%. В труднодоступных местах — на 50–60%.

За последние 2–3 года количество сервисов на базе ГЛОНАСС выросло примерно в шесть раз. Но потребители часто просто не отдают себе отчет в том, что они уже его используют. К примеру, сегодня смартфоны крупнейших производителей — Apple, HTC, Samsung и многие другие — уже идут со сдвоенным чипсетом GPS/ГЛОНАСС.

Мы, может быть, недостаточно рассказываем населению, что ГЛОНАСС — это глобальная, признанная миром система, которая используется очень активно.

 

— По мнению ряда общественных активистов, система навигации — это посягательство на частную жизнь. Что вы думаете?

 

— Если у вас есть смартфон, то вы фактически уже находитесь под контролем. По ближайшим станциям сотовой связи легко понять, где находится тот или иной телефон.

Существуют случаи, когда ГЛОНАСС используется постоянно. Допустим, контроль продвижения автобуса, перевозящего школьников. Общество должно понимать, что детей везут по правильному маршруту, с правильной скоростью и по расписанию.

Но, к примеру, в автомобильной системе терминалы могут находятся в спящем режиме. Они не передает сигнал о своем местонахождении до момента происшествия. Здесь мы заботимся о соблюдении тайны частной жизни.

 

— Недавно обсуждался вопрос консолидации ГЛОНАСС, европейской системы Galileo и китайской Compass. Зачем это нужно?

 

— Это трансфер технологий. В Galileo пока два спутника, в Compass — восемь. Эти системы еще находятся на стадии тестирования и становления. Я думаю, что на тот уровень, который уже есть у ГЛОНАСС, они не выйдут в ближайшие годы.

 

— Автопроизводители боятся, что они начнут терять клиентов в случае обязательной установки системы ГЛОНАСС на транспорт, так как эта система увеличит стоимость авто. Так ли это?


— По оценке зарубежных автопроизводителей, стоимость прибора — около €80, его установка обойдется в €30–50. Говорить, что €100–120 — это значительное изменение стоимости автомобиля, не совсем корректно. Нужно понимать, что это устройство может спасти нам жизнь.

 

— К 1 января 2013 года комплексы ГЛОНАСС должны быть установлены на весь пассажирский транспорт и транспортные средства для перевозки опасных грузов. Между тем стандарты передачи данных для этих систем еще не готовы. Будут ли вновь переноситься сроки?


— Мы вчера получили последнее согласование от Министерства промышленности и торговли. У нас был план выдать все спецификации в июле производителям, в июле они их и получат.

При этом производители уже знакомы с данными протоколами. Но мы понимаем, что не бывает молниеносных решений по внедрению и установке. Я не думаю, что процесс будет какой-то болезненный для предприятий, уже все знают и все готовы.

 

— 51 субъект федерации отчитался о создании Навигационных информационных центров (они осуществляют поддержку и мониторинг системы на земле), но на самом деле такие центры созданы лишь в 15 регионах. Если не готова наземная структура, то как же будет осуществляться полноценный мониторинг транспорта по России?


— Консолидированных центров, которые будут мониторить в целом ситуацию по субъектам, действительно пока создано немного. Центров узконаправленных — допустим, только для автобусов или скорой помощи — уже достаточно много.

Сейчас наша первоочередная задача — отработать регионы, в которых проходят федеральные трассы, с Севера на Юг и с Запада на Восток. В 2013 году мы должны заложить основы такой системы.

 

— Сейчас порядка 2 тыс. км дорог не охвачены сотовой связью, не считая региональных. Как будет решаться данный вопрос? Будут ли накладывать какие-либо обязательства на операторов мобильной связи?


— В первую очередь необходимо обеспечить покрытие трас с интенсивным потоком машин. Мы совместно с МВД проработали и рассмотрели места, где происходит наибольшее количество аварий. Это федеральные магистрали.

Минкомсвязи вместе с сотовыми операторами подсчитало, что потребуется порядка 5,4 млрд рублей, чтобы покрыть эти недостающие 2 тыс. км на федеральных магистралях. Принято решение, что государство выделит из бюджета до 2 млрд рублей на эти цели, мы надеемся, что в 2013 году эти деньги появятся в бюджете. И где-то 2,5–2,7 млрд вложат сотовые операторы. Мы рассчитываем, что в ближайшие два года в России появится полное сотовое покрытие федеральных магистралей.

 

— Есть ли уже какие-то четкие программы оснащения ГЛОНАСС самолетов, вертолетов и поездов?


— Уже есть обязательное требования по оснащению всех самолетов маяками, которые в случаи любых происшествий должны передавать сигнал и показывать местонахождение. Реализуется большая программа по внедрению на основе навигации средств посадки воздушного судна на аэродромах. В течение года она должна заработать.

Реализуется большая программа по созданию средств посадки воздушного судна в аэропортах при плохих погодных условиях. Система уже развернута на 30 аэродромах. Сейчас Росавиация будет проводить облет таких аэродромов для ввода системы в эксплуатацию.

Если говорить про водный транспорт, то мы создали электронные карты почти половины наших судоходных рек, которые позволяют двигаться судам в темное время суток и при плохих погодных условиях. Мы повышаем безопасность судовождения и расширяем его. Идет создание приборов, которые позволяют судам видеть друг друга.

Такая же система разрабатывается и для самолетов, чтобы они видели друг друга в небе. Это позволит более интенсивно загружать воздушное пространство.

На железных дорогах идет активная отработка первых проектов. Сейчас уже «Сапсан» и «Аллегро» оснащены приборами навигации, которые позволяют с высокой точностью показывать, где находится поезд.

Сейчас во всех пассажирских поездах так называемый штабной вагон оборудуют приборами навигации. Эта работа уже заканчивается.

У грузовых поездов есть вопрос с тем, что нужно видеть не только голову поезда, но и хвост, потому что есть поезда длиной по несколько сотен метров и надо понимать, что задний вагон не оторвался и находится в цепочке.

 

— Сейчас программа «Социальный ГЛОНАСС» финансируется за счет частных средств, почему она не поддерживается на федеральном уровне?


— Здесь нужно понимать: чтобы человек с ограниченными способностями смог ориентироваться в городе, мало просто ГЛОНАСС, нужна высокоточная навигация. Скажем так, чтобы слабовидящий человек не начал переходить улицу в 5 м от того места, где это можно делать. Уже есть поручение вице-премьера, что данную программу нужно рассматривать и развивать.

 

Павел Панов

"Известия"